Тень народного единства

Тень народного единства

4 ноября случился очередной за последние 11 лет день народного единства. Хотя слово «единство» в названии праздника можно смело ставить в кавычки, потому что никакого единства к сожалению нет. Напротив, в настоящее время можно наблюдать разделение внутри российского общества по целому ряду признаков – и не только власть оторвана от народа, но и внутри самого народа единства не наблюдается. Это незримо ощущается почти каждым и не выглядит чем-то удивительным. Давайте поразмышляем почему же все таки это происходит. Навскидку хорошо заметны две причины – социальное неравенство и конкурирующее отношение друг к другу людей, живущих в условиях современного либерально-рыночного общества.

О социальном неравенстве

Одна из главных причин всего происходящего — высокий уровень социального неравенства. Сей факт признавался даже депутатами Госдумы. Ну действительно сами подумайте – как человек с зарплатой 15 – 20 тысяч рублей В МЕСЯЦ может ощущать единство с теми, чей доход составляет полмиллиона рублей В ДЕНЬ.

Обычному человеку, вынужденному на копеечную зарплату кормить себя и свою семью, при постоянно растущих ценах и тарифах, как то тяжело объяснить, почему у некоторых людей пристроившихся к кормушке, деньги из всех щелей торчат, как у губернатора Хорошавина, а для простого человека и его семьи «денег нет, но вы держитесь».

Так может ли рядовой человек с трудом обеспечивающий свою семью быть в единении с чиновником или коммерсантом, которые на его глазах разбрасываются деньгами, отстраивают многоэтажные коттеджи, а их мажорные сынки и дочки проносятся мимо обычных людей на машинах, стоимость которых больше, чем вся зарплата среднего россиянина за десять-пятнадцать лет?

Обитатели элитных районов и жилых комплексов не могут быть едиными с теми, кто живет в «новой экономической реальности» в условиях роста цен и снижения реальных зарплат. Посетители VIP-больниц не будут в единстве с людьми, сидящими в длиннющей очереди бюджетного медицинского учреждения с нищенским финансированием. Жители вымирающего села при всем желании не найдут причины быть едиными с обитателями Рублевки. Как могут быть едины те, кто связывает свою жизнь с Россией и чьи дети учатся и растут здесь, с теми, кто давно вывез своих детишек за границу и они уже по русски-то плохо говорят. Люди, которых я описал, живут в совершенно разных мирах. Разницу между ними лучше всего иллюстрирует поговорка «сытый голодного не разумеет». Тем, кто привык к жизни в своем обособленном благополучном мирке порой даже сложно представить себе жизнь среднестатистического россиянина.

Всевозрастающий уровень социального неравенства — это прямое следствие сложившейся в РФ системы и одна из главных угроз стабильности власти. Социальное неравенство порождает множество недовольных, бороться с которыми конечно можно, но это означает бороться со следствием, а не с причиной.

Можно глушить недовольство ударными дозами медиапропаганды по телевизору и в интернете, отвлекать внимание обывателей от их плачевного положения террористической угрозой или выборами в США, а когда ситуация начнет совсем выходить из под контроля и медиа-анастезия перестанет действовать — можно этих недовольных начать сажать и репрессировать, но ситуацию это все равно не спасет, потому что первопричина появления массы неудовлетворенных не устранена.

Социальное неравенство гораздо опаснее для общества, чем кажется многим наивным гражданам. Пока человек имеет относительно приемлемый уровень дохода, чтобы кое-как тянуть лямку, он может и не придавать особого значения необоснованной роскоши соседей и власть имущих, но когда средств к существованию начинает критически не хватать, то люди со все большим раздражением смотрят на тех, кто катается на дорогих машинах и живет в избыточном достатке.

В данном случае «бедных» даже перестает интересовать вопрос честно или нет «богатые» заработали свои машины и коттеджи. «Бедный» видит перед собой то, что не согласуется с понятием «справедливость». Ситуация начинает приближаться к той, когда одному кушать уже нечего, а у другого 118 миллионов долларов на зарубежном счете, четыре загородных особняка, замок во французской провинции, восемнадцать машин и личный вертолет, на котором по выходным он летает из одного поместья в другое вместе с любовницей и тремя любимыми кошками.

Гротеск и безумие скажете? Да нет, есть и реальности очень схожие ситуации, все же помнят нашумевшую информационную бомбу про собачек вице-премьера Шувалова. И Шувалов вряд ли самый безумный клептократ, есть я уверен намного хлеще, просто именно ему не повезло – «спалился» как-то и информация утекла в масс-медиа. А вообще это ситуация обычная и никто из верхов особо и не скрывает свою роскошь.

Из всего вышенаписанного напрашивается очень простой вывод – при вопиющем социальном неравенстве никакого «народного единства» быть не может в принципе. Власть отделена от народа, народ не един внутри себя. Удивительно, но в СССР, например не было никаких праздников на подобие Дня единства, но единство народа тем не менее было и ощущалось многими, о чем любят поговорить представители более старших поколений, проживших значительную часть жизни в Советском Союзе.

К слову разрыв в доходах между богатыми и бедными в стране Советов был по сравнению с нынешней ситуацией просто смешной – всего в 4 раза, после распада «проклятого совка» этот показатель постоянно рос и к 2016 году достиг величины 16.5 раз, хотя скорее всего эта цифра уже гораздо больше. Меньшинство богатеет, большинство беднеет? Единство говорите?

Сырьевая модель экономики, сложившаяся в РФ, может обеспечить высокий уровень жизни только элите и удачно «пристроившимся», а на основную массу населения, особенно в условиях падения цен на нефть, уже не хватает. А строить самодостаточную производящую экономику вместо сырьевой – это значит отказаться от либеральных иллюзий и попыток слиться в экстазе с Западом, это значит в том числе ограничить движение капитала за границу, куда и любят переводить денежки многие представители элитки — это будет очень непопулярная в среде элитариев политика и на это нынешняя власть никогда не пойдет.

О конкуренции и комплексе неполноценности

То что между народом и элитой лежит многокилометровая пропасть мы с вами уже увидели, но един ли сам народ внутри себя, то есть попросту говоря чувствуют ли «низы» единство? Ощущают ли его люди имеющие примерно одинаковый социальный статус и уровень дохода? Едва ли. Люди, живущие в условиях современной модели социума, рассматривают друг друга как конкурентов в борьбе за жизненные блага, деньги и высокий уровень жизни.

Идет постоянное и непрекращающееся соревнование – у кого машина дороже, у кого айфон новее, у кого шмотки брендовее и так далее. Обитатели современного общества постоянно мысленно сравнивают себя с окружающими и самое главное по чему среднестатистический дурачок сегодня судит окружающих – это по их материальному благополучию и наличию тех или иных вещичек.

Отношения у многих людей к окружающим исключительно конкурентное, хотя иногда глядя на некоторых персонажей в повседневной жизни невольно ловишь себя на мысли, что перед тобой всего лишь банальный комплекс неполноценности – человек из кожи вон лезет, чтобы «быть не хуже других», не лучше, а именно «не хуже». Отсюда и весь этот материальный фетишизм с иномарками, айфонами, кредитами. Даже в долговое рабство многие готовы загнать себя, лишь бы быть «не хуже».

Не могу удержаться – приведу небольшой пример из жизни. Один мой знакомый, зарплата которого составляет всего 30 тыс. рублей в месяц купил себе в кредит на вторичном рынке иномарку за 400 тыс. рублей. Выплаты по кредиту в месяц – 18 тысяч рублей, 8 тысяч рублей затраты на бензин. И это без учета того, что машинка досталась мягко говоря не в лучшем состоянии из-за чего регулярно приходилось тратить средства на ремонт, для чего вновь брались кредиты, ибо 30 тыс. рублей, из которых 26 и так уже и так уходили на машину явно не хватало. В первую же зиму у подержанной иномарочки «грохнул» левый привод – 22 тыс. рублей покупка и замена. Я все время задавался вопросом на что этот «смельчак» живет, ведь кушать то тоже надо. Надо правда отметить, что ни жены, ни детей у него нет.

Человек в итоге вынужден был продать слишком дорогую для себя игрушку(причем гораздо дешевле, чем купил) и остался без машины, но с кредитом, а деньги как известно вскоре быстро «испарились». Но вышеупомянутого персонажа это ничему не научило. Он вновь планирует взять кредит на дорогую иномарочку.

Скажете опять безумие какое-то – человек 90 % зарплаты тратит на свою дорогую игрушку, да еще и новые кредиты берет, чтобы её обслуживать? Не может быть! Очень даже может, более того возможно у вас тоже есть знакомые, которые тратят несметное количество денег на то, чтобы казаться солиднее и «богаче» окружающим, даже ценой реального собственного благополучия.

«Не быть, а казаться» — это пожалуй самая емкая фраза, характеризующая нынешнее состояние российского общества. Конкуренция, т.е. быть «лучше других» и комплекс неполноценности – т.е. «быть не хуже других» любой ценой. Какое уж тут единство? Вообще странно рассуждать, что в современном атомизированном обществе, где каждый сам за себя может быть какое-то единство.

Единство может быть только в обществе, реализующем на деле, а не на словах принципы социальной справедливости. В обществе, в котором не допускается вопиющего социального неравенства и бешенной разницы в уровне доходов. Единство может быть только в обществе, имеющем свою идеологию, обществе, ставящем целью прогресс и улучшение жизни каждого человека, а не отдельных самых приспособленных особей. Поэтому возможно в том же СССР и не было никаких дней народного единства, потому что единство, по крайней мере единство значительной части населения, было естественным состоянием советского общества.

Сегодняшний же день народного «единства» к сожалению банальная пустышка. Нет ни единства, ни ощущения праздника. Праздник этот сегодня искусственный, более того он создан больше для того, чтобы заменить собой 7 ноября – день Великой Октрябрьской Социалистической революции, день положивший начало созданию нового государства под названием СССР, которое превратило аграрную, нищую и безграмотную царскую Россию в передовое промышленно развитое государство своего времени.

Итак, что же мы имеем? День народного единства есть? Есть. Единство есть? Нет. В общем, как верно заметил один замечательный публицист и блоггер Игорь Пыхалов – «потребность в праздниках «народного единства» появляется тогда, когда это единение отсутствует.» Точнее не скажешь…

————

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Культурная деградация как фактор поражения в «гибридной» войне

Курс на Запад — к чему идет Россия после 1991-го

Общество потребления — путь в бездну

Общество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, введите цифру в форме ниже для подтверждения того, что вы реальный пользователь * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.